Чаще всего мрамор применялся в архитектуре, ввиду как возможности его доставать в глыбах и кусках любых размеров, так и его исключительной пригодности для строительных работ. Поэтому в странах, где имеются месторождения мрамора, этот материал использовался повсеместно, например в городах Италии и Греции практически все важные постройки возводились из мрамора.
У древних народов, из мрамора возводились храмы из больших мраморных блоков, позже стали изготовлять мраморные колонны, лестницы, облицовывали тонкими мраморными плитками стены. Во всех странах, облегающих Средиземное море, использование этого материала в архитектуре неуклонно увеличивалось и вскоре из него стали делать еще множество архитектурных деталей в храмах и других зданиях, как, например, жертвенники, памятные доски и т.д. Стали изготовлять из белого и цветного мрамора различные предметы для украшения парков и садов, фонтаны, скамейки, террасы, памятники, и т.д. Полы издревле настилали мраморными плитами или мозаикой, а позднее мрамор стали использовать для производства каминов и мебели (столов, кресел); эта декоративная часть обстановки в известной мере находилась в связи с архитектурой.
В древние века, таким образом, применение мрамора достигло высокого развития, затем наступила эпоха, когда его местонахождения, исключая немногие итальянские, были совершенно заброшены, и забыты. Лишь новейшим векам удалось перекинуть мост через бездну, открывшуюся переселением народов, набегов варваров и опустошительных нашествий мусульманских племен. В истории мрамора мы опять видим, какая глубокая пропасть разделяет культуру античной древности от современной европейской, и сколько веков борьбы и какие усилия потребовались, чтобы связать порванные нити и продолжать вековую ткань цивилизации и культуры.
Говоря о мраморе, нельзя не вспомнить, конечно, о дивном искусстве ваяния, искусстве, оживляющем мертвый камень и сообщающем ему движение и чувство. Но именно это наиболее возвышенное из всех искусство и его развитие теснейшим образом были связаны с имеющимся в его распоряжении материалом. Древние египтяне, пользовавшиеся для своих колоссальных изваяний гранитом и не менее твердым базальтом, уже только поэтому они никогда не могли бы достигнуть высоты греческого искусства, материалом которого был мрамор. А не найдись у греков в их собственной стране и на малоазиатском побережье залежей мрамора, и их скульптура наверно не в состоянии была бы пойти по направлению, поставившему ее во главе этого искусства, так как материал, пригодный для воплощения в совершенной красоте возвышенных мыслей художника — ограничивался немногими месторождениями.
С приблизительно тем же мы позднее встречаемся в Италии. Только в тех странах, в которых имелись месторождения мрамора могло развиваться искусство скульптуры. То же мы видим и в позднейшие времена: сравнивая работы флорентийских художников Возрождения с работами мастеров по другую сторону Альп, отчетливо видно что северным мастерам приходилось иметь дело в лучшем случае с обыкновенным известняком, зачастую с песчаником, а этот материал не допускает такой тонкой работы, как мрамор. Говорить подробнее об искусстве ваяния не входит в рамки настоящего очерка.
Однако, и в прежние времена и сейчас мрамор служит материалом не только для ваятеля и зодчего, он находил применение также в художественной промышленности, причем гораздо чаще, чем это могло бы показаться на первый взгляд. Довольно часто встречаются мелкие рельефы с изображением разных сценок и портретов, небольшие вазы, урны и чаши, чернильницы, шкатулки, подставки и лампады в античном стиле и даже такие мелкие вещи, как табакерки. Особенно в моде были такие мелкие изделия из мрамора в эпоху Империи.
Очень красивы также доски римской работы для столов, вроде мозаичных, составленные из неправильной формы кусков античных мрамора, и представляют как бы собрание последних.
Особой отраслью применения мрамора была мозаика. Античная мозаика из разноцветных кусочков мрамора древнего происхождения. Она вышла из облицовки полов правильной формы мраморными плитами, расположенными с правильным чередованием их окраски. Из геометрических мотивов развились орнаментные узоры с вводными фигурами и целые картины. Время расцвета мраморной мозаики относится к последним векам до р.х., и к эпохе Римской империи. Греко-римская мраморная мозаика для полов была перенесена в Византию, а оттуда перешла к арабам, у которых сохранилась в орнаментом виде. Позднее мозаичное искусство цвело в геометрически-орнаментных облицовках внутренних и наружных стен итальянских церквей.
В эпоху Медичи во Флоренции возник новый вид мозаики — манера «pietra dura». Она применялась преимущественно для столов, шкатулок и ящиков, а также и для иных вещей боле крупных размеров и даже для целых картин. Мрамор для этой цели, впрочем, применялся лишь вначале, а затем все чаще его стали заменять другими окрашенными и полудрагоценными камнями.
Уже в конце 16 века это искусство было перенесено флорентийскими художниками в Индию, где использовано великими монголами в Дели в грандиозных размерах для украшения дворцов, мечетей и гробниц; фоном для этих работ служил белый мрамор.
О позднейшей римской и венецианской мозаичной технике, применявшей совсем крошечные кусочки камней, мы здесь распространяться не станем, так как мрамор при этом хоть и находит применение, но все же, как материал, не играет особенной роли.
Во вне европейских странах мрамор, хоть и значительно реже, также применялся в мелкой художественной промышленности, например в Китае. Так, в Эрмитаже хранится несколько небольших мраморных ваз, изображающих цветок лотоса или плоды. С подобным явлением мы встречаемся в Индии и Персии. И здесь встречаются иногда мелкие изделия из белого мрамора.